Как улучшить качество IP-телефонии?
Ваш город

Санкт-Петербург?

Санкт-Петербург
Изменить
Личный кабинет
Войти



Как улучшить качество IP-телефонии?

Когда-то давно, когда IP-телефония только появлялась на рынке и её внедряли в первых компаниях, качество отставляло желать лучшего: постоянно случались лаги, зависания, необъяснимые обрывы соединения. К счастью, сейчас уровень качества вырос до почти идеального, но до сих пор иногда происходят на первый взгляд необъяснимые вещи: эхо, искажения тональности речи, заниженная по сравнению с нормальной громкость. Что с ними делать и как добиться хорошего качества связи?

Каким должен быть интернет для хорошего качества IP-телефонии?

Можно сказать что на скорость связи влияет скорость соединения и быть правым, но сама скорость сети — достаточно комплексное понятие, складывающееся из нескольких компонентов. У качественной системы связи есть вполне конкретные технические требования, которые стоит закладывать ещё на этапе проектирования:

• пропускная способность канала не менее 100 кбит/с на один звонок

• потери пакетов не более 5%

• пинг (задержка) при передаче пакетов не более 100-150 миллисекунд

• джиттер (отклонение от среднего уровня задержки) не более 20 миллисекунд

Также вам понадобится правильно настроенный SIP-сервер с соответствующими пропускной способности сети кодеками. Это — необходимый минимум для получения стабильной связи, которая не будет раздражать зависаниями участников разговора. 

Соответственно, раз всё завязано на качестве соединения и вы уверены, что с АТС всё в порядке, нужно внимательно проверить, всё ли в порядке с интернетом. Большинство проблем со связью превентивно решаются созданием отдельного выделенного канала исключительно под телефонию: так расходование интернета на офисные нужды никак не повлияет на звонки.

Как оценить качество связи?

В процессе передачи звука от одного человека к другому с ним происходит множество преобразований, сжатий, декомпрессий, после которых он может заметно потерять в качестве, поэтому оценить качество звонка из офиса сложно. В оценке вам помогут клиенты — для них вы и стараетесь улучшить качество. Mean Opinion Score (MOS) — усреднённая оценка разборчивости речи по пятибалльной шкале, где 1 — очень плохо, а 5 — отлично. Вы можете либо опрашивать клиентов после проведённых переговоров, либо воспользоваться одним из приложений, умеющих измерять MOS. Нормальной считается оценка в пределах 4-4.5 баллов.

MOS неплоха, но субъективна: в конечном итоге оценка всё равно упирается в мнение пользователя. Есть способ предсказать будущую субъективную оценку объективным методом — использовать PESQ. Perceptual Evaluation of Speech Quality (перцептивная оценка качества речи) — семейство стандартов, которое при помощи алгоритмов и сравнения образцовой записи с искажённой (прошедшей через вашу сеть) позволяет оценить, насколько клиенту будет комфортно вас слушать.